В Тамбове провели научно-практическую международную конференцию «Суверенное государство и национальное право в условиях глобальной трансформации». Соорганизатором выступил Юридический институт Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ), в стенах которого прошло открытие и пленарное заседание. Далее конференция продолжит работу по секциям.

С приветственным словом к участникам обратились первый проректор ТГТУ, член-корреспондент РАЕН Наталья Молоткова, заместитель председателя Тамбовского областного суда Марина Ледовских и другие.

Главным докладчиком на пленарном заседании вице-президент РАН В.Н. Руденко с темой «Парадигмы суверенитета, постсуверенитета и национальное право России». В своём выступлении Виктор Николаевич коснулся истории понятия суверенитета и подробно остановился на современных проблемах и тенденциях — как в нашей стране, так и в мире.

Одним из вызовов современности для национальных суверенитетов академик назвал формирование и усиление глобального гражданского общества, а также рост влияния частных неправительственных организаций. Он отметил, что современный этап переосмысления и укрепления суверенитета России начинается с Мюнхенской речи Владимира Путина в 2018 году. Смена политического курса повлекла за собой и правовые изменения.

Также Виктор Руденко уделил внимание вопросам экономического и технологического суверенитета, подчеркнув, что именно развитие технологий во многом будет определять самостоятельность государств в будущем. В настоящее время, по его словам, подлинный суверенитет могут позволить себе только великие державы.

Доклад вызвал живой интерес у аудитории. Присутствующие задали ряд содержательных вопросов — в частности, о влиянии постсуверенитета на правовую систему России, о роли государственной идеологии, а также о том, может ли быть обеспечен суверенитет исключительно мягкой силой, если она не подкреплена военным потенциалом.

Академик также ответил на вопрос издания «ПРАВО68» о текущем статусе Центробанка и его сопоставимости с наднациональными структурами в контексте суверенитета:

«Центробанк — это национальный институт. Нельзя сказать, что он никому не подконтролен: существуют конституционно-правовые механизмы его деятельности, главу Центробанка заслушивают на заседаниях Государственной Думы. Государственная Дума назначает на должность и отстраняет от должности главу Центробанка по представлению Президента Российской Федерации.  Но если бы он подчинялся ещё и другим органам власти, он вряд ли мог бы принимать самостоятельные решения. В США, например, Федеральная резервная система и финансовые институты также обладают значительной автономией. Я не считаю, что Центробанк действует в интересах международных структур, как некоторые заявляют. Он реагирует на ситуацию на глобальных рынках и учитывает макроэкономическую динамику в мире и в России. Его решения многим не нравятся, но именно такие решения, как, например, удержание высокой ключевой ставки Банка России, позволяют не допустить гиперинфляции и удерживать экономику на плаву в последние годы», — заключил Виктор Руденко.

Депутат Тамбовской городской Думы Артём Александров задал вопрос о реформе местного самоуправления: «Мы наблюдаем переход к одноуровневой системе самоуправления, что больше похоже на централизацию. Это, кажется, противоречит обсуждаемым сегодня тенденциям. Может быть, стоит предоставить больше полномочий на местах?»

Академик Руденко прокомментировал: «Это очередная реформа, и, на моей памяти, их было уже несколько. Речь, скорее, идёт не о централизации, а об унификации системы местного самоуправления, упрощении механизмов взаимодействия между уровнями власти с целью повышения эффективности управления. Реформа нацелена также на унификацию системы гражданской публичной службы, разновидностями которой являются государственная и муниципальная служба. Это не означает подчинение местного самоуправления государству: речь идет о создании единой системы публичной власти, в рамках которой у местного самоуправления сохраняется своя самостоятельность.  Регионам, кстати, предоставлен выбор, и при необходимости они могут сохранить городские или сельские поселения, муниципальные районы.  Но реализация реформы упирается в финансовые проблемы. Мы знаем, что система местного самоуправления страдает от нехватки бюджетных средств. Все эти годы обсуждается необходимость новой модели, но без финансовой поддержки полномочий местных сообществ говорить о подлинном самоуправлении невозможно. Необходимо укреплять финансовую основу МСУ, возможно, пересмотреть законодательство, чтобы обеспечить наполнение местных бюджетов».

На вопрос о перспективах большей самостоятельности регионов на федеральном уровне академик отметил: «Я не думаю, что государственное строительство в России идет по пути создания унитарного государства. Россия останется федеративным государством. Но в новейшей истории нашего государства были периоды, когда полномочия между федеральным центром и субъектами федерации корректировались. Вспомните, был период, когда субъекты обладали большей правотворческой самостоятельностью. Во многих субъектах Федерации принимались законы с превышением их правотворческих полномочий. Потребовалось немало времени, чтобы привести эти законы в соответствие с федеральным законодательством. С 2000 по примерно 2005 год шла эта работа. Сейчас формируется единая система публичной власти. Есть сложные вопросы, но в единой системе публичной власти, как представляется,  легче будет регулировать финансовые, налоговые и другие отношения, от которых зависит жизнь страны, ее регионов и местных сообществ».