Вчера в Тамбовской городской Думе состоялись заседания двух профильных советов: по монументальному искусству и наименованию-переименованию. Во втором блоке обсуждалось предложение назвать сквер на территории Первомайской площади именем святой великомученицы Варвары. Депутат гордумы от КПРФ Артем Александров привел коллективные обращения горожан, которые не разделяют данную инициативу. По итогам обсуждения предложение было отклонено.
На совете по монументальному искусству первый заместитель председателя гордумы Марина Подгорнова сообщила об итогах проведения конкурса по установке «Аллеи памяти тамбовчанам–героям» на Советской 87а: он не состоялся (в соответствии с Гражданским кодексом), так как к 30 мая была подана только одна заявка (с «Тамбовским кремлем»). Это подтвердила председатель комитета архитектуры, развития и реконструкции горадминистрации Надежда Лошакова.
Как оказалось, отказ – не обух, проект монастырской стены ( Аллеи памяти) снова вносится на общественное обсуждение. Этой весной, как известно, тема вызвала бурные дебаты. Собирались подписи против данного строительства.
На заседании выступил профессор ТГУ им. Г.Р. Державина Юрий Мизис. Он отметил, что речь идет о крупном проекте и привел несколько тезисов. Уже есть пример недовольства горожан – после постройки и ограждения территории Свято-Троицкого храма на Бульваре Энтузиастов и православной гимназии остался крошечный сквер. Вопрос истории и уклада: монашеская община располагалась изначально на улице Горького, монастырь – достаточно закрытое заведение. Башня и забор закроют великолепие (по всей видимости, «терем» семинарии – прим. ред).
Юрий Александрович предложил реализовать проекты на противоположенной от города стороне реки. Можно проводить там ярмарки. Позиция историка – против скандалов, за совместное решение. Заведующий архитектурно-строительным отделом Тамбовской епархии протоиерей Георгий Неретин начал свою речь с ироничных слов:
«Почти как Щукарь – дам тебе полный отлуп. Скажу, как хулиган, зачинщик, автор проекта. Моих рук дело, мне за это держать ответ. Вы во многом правы. Сквер стал болевой точкой, вызвал реакцию в обществе. Но почему ни в одном проекте, градостроительном плане не предусмотрено место для храмов. Почему не продолжается традиция, когда площади венчал храм, являлся духовным центром градостроительно-художественной доминантой. Ярмарки у стен проводились. Ни городская, ни областная архитектура об этом не думает. Это мина замедленного действия, возможна социальная напряженность.
Казанский монастырь – духовный центр. Мы обратились за поддержкой к главе города и области утвердить его как достопримечательное место. В него вошли все здания, которые были привязаны к монастырю. В перспективе это одно из привлекательных мест, в том числе в турист плане. Эскиз, конечно, нужно обсуждать. По поводу высота стен… Советская власть не смогла все взорвать всё, мы входим и видим шедевры во всем великолепии. Хорошо, что в монастырь нужно войти. В конце концов Кремль – уберем кремлевскую стену и что получится – а ничего, какие-то на холме, на бугре сооружения – Кремля нет. Точно так же монастырь. В него приглашают. Конечно, на ночь он затворяется. Но монастыри открыты. Не всегда нужно идти на поводу того, кто мимо в троллейбусе едет. Кому нужна из окошка панорама, ему нужно все снести. Исходя из этой логики монастырь мешает, убрать – какая бы даль открылась на реку, лес.
К сожалению, интернет-пространство используется для ангажированных выступлений, церковь используют для полит целей. Отсюда шум. Чтобы не было додумок, инсинуаций, готов вынести проект в любое пространство для обсуждения, советов, но в режиме диалога», — заявил Георгий Неретин.
После озвученной позиции церкви слово взял депутат гордумы от КПРФ Артем Александров:
«Установка подобных масштабных архитектурных объектов в районе памятника федерального значения (Зои Космодемьянской) с точки зрения законодательства не совсем допускается. Есть определенные ограничения – в частности, какой высоты ограждения. А здесь, с точки зрения закона, не совсем корректно. Про это заявляли надзорные органы».
Также на совете был поднят вопрос об установке в Тамбове памятника Герою Советского Союза, Полному кавалеру Славы, летчику-штурмовику Ивану Григорьевичу Драченко. Были жаркие дебаты, но в итоге члены совета одобрили его установку – в 2020 году.
Антон Веселовский