В начале ноября тамбовскому троллейбусу исполнилось 65 лет. Для многих тамбовчан электротранспорт стал не только способом передвижения, но и культурным, личным символом. У части горожан троллейбус ассоциируется с молодостью и благополучным временем. Немаловажна и цивилизованность электротранспорта, которую тоже отмечают тамбовчане.
Именно поэтому, когда летом прошла новость о закрытии троллейбусных маршрутов (впоследствии – замене автобусами), на «Прямую линию» Александра Никитина поступило множество просьб о возвращении электротранспорта. Большое количество обращений поступало от жителей микрорайона «ТЭЦ».
«Некогда самый популярный вид транспорта в данный момент переживает самые смутные времена. С 1955 года троллейбусы служили верой и правдой тысячам горожан, пережили 90-е, но сейчас, когда экономическая ситуация в стране более-менее стабильна – происходит тотальное уничтожение электротранспорта», — писал тамбовчанин Михаил Абрамов.
В МБУ «Пассажирские перевозки» объясняли такое решение оптимизацией работы троллейбусного парка МУП «Тамбовгортранс» и минимизацией затрат на электроэнергию.
Однако, как считает председатель депутат Тамбовской городской Думы от КПРФ Артём Александров, способы спасения электротранспорта есть.
Одной из причин упадка стал недостаток выручки в МУП «Тамбовгортранс» — часть денег из оборота предприятия выводилось. Именно поэтому оказываемой финансовой поддержки не хватало. Спустя время в МУП практически удалось навести порядок, но прошлые долги предприятия дают о себе знать.
«МУП «Тамбовгортранс» тянут на дно прошлые долги, в основном они перед электриками и газовиками. Неслучайно многие регионы выступают за то, чтобы снизить тарифы на электричество для троллейбусов, сделать тарифы, как для населения. Если не решить долговую проблему МУП «Тамбовгортранс», когда будут проводиться в 2021 году торги на маршруты, муниципальное предприятие по критериям может вообще остаться за бортом», — рассуждает Артём Александров.
Кроме того, на популярных маршрутах Тамбова троллейбусов практически не осталось. Именно поэтому выручка троллейбусов невелика.
Артём Александров рассказал, что в текущем месяце встречался с общественниками. По поддержке электротранспорта удалось выработать ряд предложений.
«В начале ноября вместе с общественниками мы сформировали предложения, как можно помочь тамбовскому троллейбусу, проводили рабочие встречи. Нужно дать троллейбусу первую роль. Убрать дублирование, переместив автобусы на другие маршруты. Постепенное обновление контактной сети, частями, помаршрутно», — утверждает Артём Александров.
Депутат-коммунист отмечает, что судьба электротранспорта во многом зависит от позиции власти. Кроме того, сохранение троллейбусов было в предвыборных обещаниях.
«Городские власти должны прямо и открыто пояснить свою позицию по тамбовскому троллейбусу, времени практически не осталось. В условиях пандемии кризисные явления лишь усугубляются, пассажиропоток сокращается, из-за долгов деятельность МУП «Тамбовгортранс» может приостановиться», — комментирует Артём Александров.
О сохранении тамбовского троллейбуса продолжают эмоционально высказываться горожане. Среди главных аргументов по-прежнему остаются комфорт и безопасность.
«Почему бы не убрать вонючие коммерческие развалюхи, которые стоят на остановках по 10 минут, источают километровый шлейф вони, некоторые внутри уже непригодны для использования. То ли дело троллейбус. Не пахнет, идёт строго по расписанию, внутри намного комфортнее, не трясется, как бешеная коробка», — размышляет жительница Тамбова Кристина.
Фото на превью — Εгор Κиселев