Михаил Афанасьевич Булгаков – выдающийся русский писатель и драматург, автор многих произведений. Родился 15 мая 1891 года в Киеве в семье доцента, впоследствии профессора Киевской духовной академии. Он был старшим ребенком в семье, где помимо него было еще шесть детей. Окончив Первую Киевскую гимназию, Михаил, продолжив семейные традиции, поступил в Киевский университет на медицинский факультет. Об укладе жизни в его семье он позже напишет в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

Писатель Константин Паустовский, который учился вместе с Булгаковым в Первой Киевской гимназии, утверждал, что Михаил Афанасьевич ввел действие своей пьесы «Дни Турбиных» в стены этой гимназии, а героем одной из самых сильных сцен, когда старый гимназический сторож пристает к Алексею Турбину со своей воркотней, является известный в Киеве сторож Максим по прозвищу «Холодная вода». Турбина была девичья фамилия его бабушки.

«Уже тогда в рассказах Булгакова было много жгучего юмора, и даже в его глазах – чуть прищуренных и светлых – сверкал, как нам казалось, некий гоголевский насмешливый огонек. Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Все это шло свободно, легко, возникало по любому поводу. В этом была удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора», – вспоминал Константин Паустовский.

В 1916 году Булгаков был утвержден в степени лекаря с отличием и отправился в глухие места Смоленской губернии работать земским врачом. Что собой представляла тогда медицина, в каких условиях работал молодой врач, мы можем хорошо представить, прочитав «Записки юного врача» (печатались в 1925–1926 гг.), которые напоминают нам некоторые страницы чеховской прозы с ее скрытой теплотой, естественным демократизмом, непринужденным юмором.

Во время Первой мировой и Гражданской войны он работал фронтовым врачом. В 1920 году переболел тифом.

В 1921 году он переехал в Москву, где подрабатывал фельетонистом в некоторых столичных газетах и журналах. Отныне этот город станет источником, питающим его оригинальное поэтическое и сатирическое творчество. Дни писателя были отданы газетной работе для заработка, вечера и ночи – для души, где вызревала серьезная булгаковская проза. В 1923 году он был зачислен в Союз писателей.

Ещё в гимназические годы Булгаков начал увлекаться театром. Дома разыгрывались сцены, интермедии. В воспоминаниях о писателе, мы читаем: «Где был Миша, там неизменно царили шутки, смех, веселье и остроумие. Все поражались его начитанности, знанию литературы и музыки».

В 1926 году во МХАТе успешно ставилась пьеса «Дни Турбиных», которая принесла писателю широкую известность. Она очень нравилась Сталину. В тот же год в Театре им. Вахтангова проходила премьера пьесы «Зойкина квартира», имевшая большой успех.

Обе постановки были безумно популярны, их показывали более десятка раз за месяц, и все время был аншлаг. Но между тем критики из-за сочувствия белому движению постановки эти не принимали. В тот же год у писателя прошли первые обыски, у него изъяли рукопись «Собачьего сердца», что он хотел напечатать в альманахе «Недра». В Госбезопасности произведение посчитали небезопасным, и вернуть ее Булгакову удалось лишь спустя три года. 

«Собачье сердце» так и не было напечатано при жизни автора. Прототипом, кстати, профессора Преображенского тут стал как раз один из дядей автора, по следам которого тот пошел учиться на врача, Николай Покровский. Описание его квартиры совпадает и с жильем героя, и собака у него, кстати, тоже была. Между тем исследователи творчества Булгакова называют «Собачье сердце» политической сатирой, кроме того, считается, что в этой работе были предсказаны репрессии 1930-х годов.  

Так или иначе, у Булгакова начинается странный период в его жизни. Наконец-то он занимается своим любимым делом, писательским, его даже потихоньку печатают, в двух больших театрах с большим успехом идут его пьесы. Но, с другой стороны, он подвергается жесткой критике со стороны коллег (ругали его стиль, слог, манеру писать, сюжетные повороты, в общем, каждому чем-то да не угодил) — Владимира Маяковского, Леопольда Авербаха, Виктора Шкловского и других. Тем временем для МХАТа Булгаков пишет еще одну пьесу — «Бег», которую труппа (и сам Станиславский) принимают восторженно, в отличие от Главреперткома, который запрещает текст к постановке. «Бег» даже сам лично прочитал Сталин, который углядел там жалость к некоторым антисоветским личностям. В 1929 году Главрепертком и вовсе снимает с постановки все произведения Булгакова, писатель остается без дохода в своей маленькой сырой квартирке. Кроме того, театр просит вернуть аванс за ненаписанную пьесу (так как «Бег» условно не подошел к постановке, работа считается невыполненной), Михаил Афанасьевич начинает распродавать свое имущество, практически все, кроме книг. Вскоре он просит разрешения выехать за границу, но ему отказывают. Тогда он покидает Союз писателей. 

В 1929 году у него произошла встреча с Еленой Шиловской, которая в 1932 году стала третьей и последней женой писателя. Несмотря на то, что Булгаков был трижды женат, детей у него не было.

К 1930 году многие пьесы перестали печатать и ставить на сцене. Когда он оказался в затруднительном материальном положении, то обратился к Сталину. Вскоре его зачислили в Центральный театр рабочей молодежи в качестве режиссера. А в 1932 году во МХАТе он успешно поставил спектакль по произведению Гоголя «Мертвые души». На сцене МХАТа он выступал и как актер. Свой опыт работы в театре он позже описал в неоконченном произведении «Записки покойника» или «Театральный роман». Во МХАТе писатель проработал шесть лет. В 1939 году писатель работал над пьесой «Батум» об Иосифе Сталине, а также над либретто «Рашель».

Тогда же он с коллегами предпринял поездку в Грузию, после которой его здоровье резко ухудшилось. Вернувшись, он начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита», замысел создания которого возник у Булгакова в 20-е годы.

Он скончался 10 марта на 49-м году жизни в окружении друзей и родных. Роман напечатают только спустя 30 лет после кончины автора. Оглядываясь на его жизнь, кажется, что он был довольно удачливым писателем, а его последний роман «Мастер и Маргарита» — одна из самых популярных книг ХХ века.

В жизни Булгакова, как и в его романе, было много абсурда, система, с которой он сталкивался, была нелогична и несправедлива. Но он смог прожить свою жизнь честно, до конца своих дней оставаясь человеком и талантливым писателем, совсем как герои, которых он нам подарил.

Подготовлено в рамках проекта «Мягкая сила» русского языка. Проект реализуется с использование гранта ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Патрина Людмила Николаевна, член АНО «Тамбовское библиотечное общество».