Практически у каждого из нас хоть раз в жизни возникает ситуация, когда нужна помощь юриста. Специалиста в области юриспруденции нужно избирать не менее тщательно, чем врача или учителя, главный девиз — это помощь людям. Многие граждане и юридические лица обращаются к Михаилу Ларионову, юристу частной практики за помощью, который рассказал изданию «ПРАВО68» о тонкостях профессии и почему важно.
— Михаил, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в профессию?
— Выбор моей профессии был связан с семьёй. У нас сложилось две династии – офицеры и сотрудники правоохранительных органов. В своё время мой дед дослужился до полковника милиции, был 25 лет начальником уголовного розыска по городу Кирсанову, после работал адвокатом. Истории из его трудовой жизни, всегда были наполнены «духом» профессии, невольно подтолкнули к выбору именно этой работы.
— Рассматривали ли Вы другие варианты?
— Да, думал после 9 класса поступить в Московское суворовское военное училище, но на тот момент мои родители посоветовали рассмотреть юридическую специальность. Став взрослее, я понял, что с выбором профессии не ошибся.
— Михаил Алексеевич, сколько Вы в профессии?
— Если брать весь период, то уже со 2 курса – 2009 год, участвовал в проекте правовое бюро «Гражданский союз» при университете, чтобы набраться опыта. На 4 курсе работал в организации юристом. Непрерывный стаж начался с 2013 года, сразу же, как отслужил в армии.
— За продолжительное время наверняка были интересные случаи и дела, которые повлияли и на Вас?
— Случаев очень много. Из самого интересного – дело в Липецке. Муж в тайне от жены переписал имущество на своё имя, подделал её подпись. Было возбуждено уголовное дело, через суд мы признавали все сделки ничтожными. В Липецком областном суде, когда адвокат со стороны мужа обжаловал решение в нашу пользу, была попытка с их стороны доказать, что дело закрыто. У нас же на руках был документ о том, что дело возобновлено. Как только судьи удалились в совещательную комнату, я увидел, что ответчик собирает вещи и аккуратно начинает уходить, а он на минуточку был объявлен в розыск. Я решил проследить куда он направляется, но, к сожалению, к моменту приезда наряда полиции, ему удалось скрыться. Потом по этому поводу было отдельное разбирательство.
— Наверное, немало дел возникает на почве того, что люди не могут договориться?
Подобных дел очень много, я стараюсь стороны примирить, то же касается и бракоразводных процессов.
— Расскажите конкретные случаи
— Однажды ко мне пришла женщина, серьёзно настроенная на расторжение брака. Выслушав все ее доводы, я посоветовал ей попробовать просто поговорить с супругом и, если это возможно помириться. Люди, часто в порыве эмоций могут прибегнуть к крайним мерам, а долг хорошего специалиста не извлекать выгоду, а именно помочь разрешить проблему.
— А в случаях, когда в семье есть ребенок?
— Также стараюсь мирить, хотя ситуации разные. Даже в три года ребёнок понимает, с кем он хочется остаться. Чем старше, тем яснее. Ко мне приходила семья с 10-летним ребёнком. Он говорил: «Хочу остаться с мамой. Папа её обижает». Дети очень хорошо видят отношение и чувствуют его. В данных ситуациях, одним из главных аспектов, являются интересы ребенка.
— Что представляет из себя Ваш социальный проект «Добрая пятница»?
— Каждую последнюю пятницу месяца я принимаю людей на безвозмездной основе. Туда входит не только бесплатные юридические консультации, но и в рамках «Доброй пятницы» люди могут получить полное юридическое сопровождение, но последнее касается только незащищенные слои населения.
— Например, если приедет предприниматель на «Ленд Крузере» и попросит такую «халявную» помощь, его это касаться не будет?
— В рамках проекта «Добрая пятница» бесплатную юридическую консультацию, может получить абсолютно любой человек.
— Какие Вы вели дела в рамках проекта?
— Список, по правде, очень обширный, человек может прийти с абсолютно любим вопросом.
— Есть ли еще интересные случаи в рамках данного проекта?
-В 2018 году ко мне обратились по вопросу получения наследства. В реестре была обнаружена ошибка, из-за которой люди не могли вступить в наследство. Нотариус выдаёт документ, а регистрацию из-за ошибки, документ пройти не может. Исправить такую ошибку было сложно, но мы разобрались. Люди остались довольны.
— Михаил Алексеевич, почему Вы выбрали именно такое название проекта?
— Название было выбрано при поддержке друзей. Мы вместе его придумали. Мне кажется, что оно хорошо отражает суть проекта.
— Сколько человек обычно приходит за помощью?
— По-разному. Может прийти один человек, может шесть. Все с разными вопросами.
— Это только по социальной линии, без платных консультаций?
— Да, конечно.
— Как гражданину можно стать участником проекта? Он может просто прийти или нужно записаться заранее?
— Крайне желательно заранее записаться. В том числе это можно сделать через социальную сеть «ВКонтакте» или по телефону. Однако, если он придёт без записи и место будет, я его приму. Человек не получит отказа в любом случае.
— Можно ли получить Вашу консультацию по телефону или в социальной сети?
— Я очень часто консультирую людей на расстоянии, причём в разное время. Много консультаций проходит в социальных сетях. Обращаются за помощью, можно сказать круглосуточно, ведь проблемы у людей могут возникнуть в любое время суток.
— Велись ли подобные консультации с жителями других городов?
— Да. Обращения поступают из разных регионов страны и даже зарубежья. Один из случаев, поступил из города Иркутска. Нашли в доме винтовку Мосина, в отличном состоянии и с оптическим прицелом. Первый вопрос прозвучал – «Что делать?». Нашли меня через сеть «ВКонтакте». Как она уже на меня вышла, сложно сказать.
— Алгоритм «ВКонтакте» помог?
— Наверное (улыбается).
— Обращаются ли граждане по кредитным вопросами?
— Люди по-прежнему страдают от коллекторов. Однако, если раньше они действовали напрямую, то сейчас поступают более грамотно. Вопросы такого характера законодательно регулируются, но коллекторы по-прежнему ищут новые пути воздействия — например, через близких и работодателей. Ещё пугают тем, что отнимут имущество. Это доходит до того, что люди отказываются от наследства. Случается и такое, что проходит день после смерти человека, а банк начинает звонить родственникам и запугивает.
— Как реагируют люди на действия банков в таких ситуациях?
— Почти всегда этого боятся, и приходится по часу-полтора объяснять, что бояться тут нечего. Даже если коллекторы позвонили с угрозами, нужно сказать, что разговор записывается, при продолжении он будет передан в правоохранительные органы. Работа заключается не только в юридической помощи, но и порой в оказание психологической поддержки, чтобы бы успокоить человека и придать ему уверенность в той или иной ситуации.