За последние пару лет участились случаи выявления в мясной продукции отечественных птицеводческих и мясоперерабатывающих предприятий содержания остатков лекарственных препаратов, обычно попадающих в мясо с кормом, которым производители кормят животных.
Параллельно с этим растёт общественное движение сторонников т. н. «органических» продуктов — выращенных натуральным способом, без использования разного рода стимуляторов, улучшателей и т. п. искусственных добавок. Производители, которые попадаются на нарушениях, пытаются убедить потребителя, что это не очень-то и опасно и угроза для здоровья человека сильно преувеличена, мол выявляют десятые и сотые доли грамма.
Мы решили проконсультироваться с медицинским работником на этот счет. Наш собеседник — врач, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент академии РАЕН, член-корреспондент РАЕ Павел Николаевич Савилов.
— Павел Николаевич, всё чаще появляется информация, что в мясной продукции того или иного производителя проверка выявила наличие остатков лекарственных препаратов (обычно ветеринарных), содержание которых по техническим регламентам Таможенного союза недопустимо. Чаще всего к этому приводит избыточное использование ветеринарных препаратов в процессе откорма. Как Вы считаете, насколько оправданы такие методы выращивания животных?
— Использование фармакологических препаратов в животноводстве в настоящее время преследует две цели: снижение себестоимости продукции и профилактика массового падежа животных в результате болезней (я не беру зоонозные заболевания опасные для человека, это тема отдельного разговора). На первый взгляд цели благородные: наряду с растениеводством это спасает человечество от голода. Однако в капиталистическом обществе ветеринарная наука прежде всего служит не всему человечеству, а определённой его касте — капиталистам, которые в погоне за 300% прибылью, по славам К. Маркса, пойдут на любые преступления. Типичный пример поголовное использование, особенно в свиноводстве, стимулятором роста, что в СССР, так ненавидимым нынешним российским истеблишментом, было запрещено. Именно поэтому кусок советской свинины величиной с ладонь, положенный на сковородку не превращался через 5 минут жарки в недожёванный финик, что имеет место в настоящее время. Увеличение привеса свиней в СССР добивались другими, выражаясь современным языком, экологически чистыми способами.
Дело в том, что стимуляторы роста, по своей структуре похожи (или полностью повторяют) на анаболические гормоны, широко применяемые для наращивания мышечной массы в культуризме (бодибилдинге). При этом увеличение массы мышц у животных достигается не столько за счёт образованного мышечного белка, сколько за счёт накопления мышечными клетками воды, что отражает интенсивность метаболизма в клетке. Но в отличие от антибиотиков, которые сделав своё дело, либо разрушаются сами, либо в печени, стимуляторы роста, попав в мышечную клетку там остаются надолго и естественно после забоя животного они попадают на прилавок, далее в сумку к покупателю, а затем в кастрюлю, где в процессе термической обработке они разрушаются с образованием химических веществ, обладающих канцерогенными свойствами. Неслучайно, широкое внедрение стимуляторов роста в российское животноводство совпало с «омоложением» рака и увеличением числа им заболевших в России. К сожалению, многие фермеры, занимающиеся разведением свиней, делят их на «своих» и «продажных».
Поэтому, такой метод откорма животных в капиталистической стране, где «people всё схавает», оправдан. При советской власти он невозможен в принципе.
— Насколько опасны продукты питания, в которых находят остатки лекарственных препаратов? Некоторые говорят, что пусть лучше в мясе будут антибиотики, чем бактерии. Насколько, по-Вашему, корректно такое утверждение?
— Любое химическое вещество, созданное человеком, и не имеющее аналогов в живой природе может быть опасным для самого создателя, особенно если для метаболизма препарата используются пути детоксикации, сформировавшиеся в процессе эволюции.
Однако, считать, что бактерии лучше антибиотиков тоже не верно. Ведь задача антибиотиков предотвратить массовую гибель животных от заразных болезней и, тем самым, обеспечить население необходимым количеством мяса. Вопросы лишь в том, насколько адекватны метода расчёт дозировки препарата при его введении на птицеводческой фабрике, количество живности измеряется десятками тысяч особей; соблюдается время между прекращением введения препарата и забоем продукции для направления в торговые сети, каковы меры профилактики заболевания живности. И мы опять возвращается к капиталистическому способу производства и словам Маркса, а от них к словам Ленина «Социализм есть учёт и контроль…». Но вот беда, как показала жизнь в России, контроль при капитализме касается только того, что поступает в кошелёк владельца предприятия (фермы), но не потребителя.
— К каким заболеванием может привести длительное употребление таких продуктов, в которых содержатся такие вещества как: клопилидол, динитрокарбанилид, сульфаметазин, энрофлоксацин, монензин, диклазурил, ласалоцил А?
— Эти препараты применяются для лечения инфекционного заболевания птиц. В открытой научной литературе нет сведений о негативном влиянии указанных препаратов на организм человека. На основании исследований для каждого из них, согласно международным стандартам, установлены (в эксперименте) сроки полного выведения препарата из организма, что определило периоды между прекращением введения и сроками промышленного забоя. Это отражено в инструкция к их применению.
Для объективного ответа на это вопрос нужно выделить группу людей не менее 1000 человек, которые питались птицей с конкретной птицефабрики, где применялся один из указанных препаратов сравнить с другой группой лиц того же региона которая питалась аналогичным видом птицы, но без данного препарата. Вопрос кто и как будет проводить это исследование, его финансировать? Не лучше ли ужесточить контроль при поступлении продукции в магазины, исключив при этом коррупционную составляющую? Но в нынешней России сие невозможно.
— Существует ли какой-то способ обработки продуктов с содержанием остатков лекарственных препаратов, чтобы сделать их более безопасными для организма? Может быть надо их вымачивать в воде или готовить каким-то особенным способом?
— Ну давайте вернёмся к дедовским способам и будем лечить пневмонию травами, а холеру с чумой крестным ходом. Химия напрочно и навсегда вошла в нашу жизнь. С этим надо смириться. Другой вопрос, какую цену мы за это платим и кто виноват в этом безобразии. Может в начале разберёмся с тем, как, обеспечить поступление на наш стол качественной продукции и устранить то, что этому мешает.
Самый лучший способ, это переехать в деревню и заняться разведением на свежем воздухе подсобного хозяйства. Себе уж точно хуже делать не будешь.
— Что Вы посоветуете нашим читателям, на что следует обращать внимание в магазине, чтобы по возможности обезопасить себя при выборе продуктов?
— Из личного опыта:
- Свинину лучше покупать у проверенного частника (как правило из района, куда ещё не доползли щупальца различных агрохолдингов).
- При покупке свинины обращайте внимание на толщину, подкожного сала. Если один см и менее скорее всего это свинья – скороспелка. Если свинина на разрезе блестит как будто только что полили водой, а при надавливании на мясо на ноже (вилке) вода- свинья скороспелка
- У настоящей свиньи сала много везде, в том числе и в межмышечных прослойках, мясо на разрезе мерцает и не сверкает, если не много полежала на воздухе поверхность подсыхает, в отличие от скороспелки.
- Птицу без антибиотиков сейчас не найти. Поэтому без разницы, где её покупать, главное смотреть на срок изготовления, срок годности и условия хранения. Но лучше у проверенного частника. Он вымачивать просроченную птицу в хлорке не будет, так как они обычно клиентуру берегут и разводят птицу под заказ.
- Самый оптимальный вариант покупать мясо животных, которые питаются подножным кормом: овцы, козы, кролики, коровы (частные).