В марте в Тамбовской области стартовали публичные слушания по вопросу целесообразности преобразований муниципальных районов в округа с последующей ликвидацией низовой системы местного самоуправления — сельских Советов. В публичных выступлениях руководители районов с уверенностью утверждают, что судьбоносное решение позволит им более эффективно вести управленческую деятельность на местах, поднимет качество власти на более высокий уровень, а значит, повысит уровень жизни селян. В неформальных же беседах главы муниципалитетов не так рады предстоящей реформе, исходящей от правительства Тамбовской области. При этом само правительство делает вид, что оно ни при чём, хотя является инициатором пресловутой ликвидации.
Всё делается согласно логике действующей власти: начнут с уничтожения сельсоветов, потом перейдут к более высоким уровням — к органам самоуправления. Следующий этап — оптимизация районов (округов) под предлогом укрупнения для привлечения бюджетных средств и инвестиций. В продолжение темы, которую начали на страницах газеты «Правда» мои земляки, расскажу о том, какую опасность несёт очередная реформа и как к ней относятся сельские жители.
Под «нож» реформы попадёт более 230 сельсоветов
Сегодня сельсовет в Тамбовской области — административно-территориальное образование, составляющее единую территорию, объединяющее в своих границах один или несколько сельских населённых пунктов.
В регионе насчитывается 231 сельский Совет. Разброс по количеству населённых пунктов, входящих в состав сельсовета, и их численность сильно разнятся. Например, в состав Митропольского сельсовета Бондарского района входит 10 сёл и деревень, которые насчитывают от 1 до 370 человек, а общая численность сельсовета составляет 969 человек. Петровский сельсовет Петровского района объединяет 28 населённых пунктов и 7,5 тысячи человек. А в Софьинском сельсовете Уметского района осталось шесть населённых пунктов и менее 400 человек.
Уйдут в прошлое сельские и поселковые Советы народных депутатов и местные администрации, а их место займут подразделения (филиалы) администрации муниципального округа. Местное население отстранят пусть от номинальных, но выборов своих представителей. И не везде откроют подразделения администрации округа: многие сёла и деревни останутся без каких-либо представителей органов власти на десятки километров — ни справку получить, ни на жизнь пожаловаться. По задумке властей, образовавшийся вакуум должен заполнить институт «сельских старост».
На смену сельсоветам придут старосты
Сегодня староста назначается представительным органом муниципального образования — это местный общественник, который организовывает взаимодействие органов местного самоуправления и жителей сельского населённого пункта при решении местных вопросов. Проще говоря, староста на безвозмездной основе должен собирать и передавать челобитные в районную администрацию. Старостам положен бесплатный экземпляр газеты, некое организационное и материально-техническое обеспечение деятельности, в том числе транспортом, или возмещение расходов на проезд на территорию райцентра, где ещё остались элементы власти.
Ликвидация сельсоветов напоминает процесс оптимизации сферы здравоохранения, который острым ножом прошёлся по Тамбовской области. За годы либеральных реформ с 1990 по 2021 год в нашем регионе число больничных учреждений сократилось со 142 до 46, больничных коек — с 18 тыс. до 9 тыс., поликлиник — с 260 до 123. Смертность сельского населения в области превышает рождаемость в 4 раза. В 2021 году в сельской местности родилось 2,4 тыс. детей, а умерло 8,5 тыс. человек, многие из этого числа — люди трудоспособного возраста. Что тут говорить, у нас средняя продолжительность жизни мужчин — 65 лет, как раз новый возраст их выхода на пенсию.
На смену сельским поликлиникам и больницам, ФАПам стали внедрять институт «помоги себе сам». В небольших деревнях и сёлах Тамбовской области из числа жителей назначают ответственных (не медиков) за первую медицинскую помощь, им выдают аптечку и сотовый телефон, чтобы они могли позвонить в районную больницу или перевязать палец. Вот только не факт, что «скорая» оперативно придёт на помощь, преодолев 25—40 км по бездорожью. Аналогичным образом будет функционировать институт сельских старост: формально ответственный есть, а реальной пользы практически нет.
Вместо самоуправления — жёсткая чиновничья иерархическая вертикаль
Общаясь с местным населением, приходишь к выводу, что многие не видят пользы в действующих органах самоуправления. Подавляющее количество администраций сельских Советов себя дискредитировали не только действиями, но и бездействием, а чаще всего — невозможностью что-то сделать. Ведь в бюджете деньги есть только на содержание главы и нескольких сотрудников администрации. Возьмём Староюрьевский район: совокупный размер расходов на содержание органов местного самоуправления всех муниципальных образований района составляет 85% бюджетов. А в Большедороженском, Вишневском, Подгорненском, Поповском сельсоветах в текущем году средств не хватает даже на содержание штатов, поскольку на корню уничтожена материально-финансовая основа органов местного самоуправления: всё сконцентрировано в руках частных собственников, уходит в прошлое политическая надстройка сельского уклада жизни.
Впрочем, основу для самоликвидации администрации сельских Советов они сами методично закладывали каждые выборы, тотально фальсифицируя народное волеизъявление. У простых сельчан нет какой-либо связи с органами власти, нет ассоциации, что депутат или глава сельсовета — это их представитель, в лучшем случае у людей к ним нейтральное отношение.
Исключением являются депутаты-коммунисты, представляющие и защищающие интересы граждан, начиная от вопросов благоустройства населённых пунктов, заканчивая сохранением социальной инфраструктуры: школ, почтовых отделений и так далее. Нельзя не отметить наших товарищей депутатов из Пичаевского, Кирсановского, Мичуринского, Инжавинского и других районов Тамбовской области. После реформы росчерком пера сельчан лишат серьёзной опоры в лице депутатов-коммунистов сельских Советов. На местах будут назначенцы из райцентров, которых в свою очередь навяжут из областного центра под видом избрания депутатами. При таких условиях ни о каком местном самоуправлении речи быть не может, выстраивается жёсткая чиновничья иерархическая вертикаль.
Впрочем, есть прецеденты, когда и глава сельсовета тесно связан с населением, например, жители Заполатовского сельсовета в Мучкапском районе активно выступают за сохранение сельсовета, так как глава живёт с ними рядом, они его знают и уважают. В свою очередь районная власть практически никак себя не проявляет в этих делах. «Что будет с деревней и их привычной жизнью, если все текущие вопросы надо будет решать с райцентром?» — задаются резонным вопросом местные жители.
«Сельские Советы — самые близкие к народу органы власти»
В отличие от покорных руководителей сельских Советов, надеющихся сохранить какую-нибудь должность после реформы, активные сельчане Тамбовской области не боятся говорить правду. Вот мнение некоторых из них. Большинство считает эту ликвидацию нерациональной, опасной для существующего общественного уклада:
«Сельсоветы сохранить нужно — бюджет не обнищает. Без сельсоветов населению будет неудобно, придётся по всем сколько-нибудь серьёзным вопросам ездить в город, в то время как сейчас всё пока ещё в шаговой доступности. Работники сельского Совета выезжают на места, когда есть какие-то спорные вопросы, контролируют отведённые им земли, организуют уборку снега и мусора, благоустройство кладбища, готовят сёла к праздникам — так кто же всем этим будет заниматься без них?» — отмечает Виталий Бурлин.
«Идея упразднения сельсоветов является одним из вариантов поиска форм управления в условиях хронического финансового дефицита обеспечения полномочий местной власти. Что сейчас мешает местным районным администрациям, призванным сопровождать деятельность сельсоветов, работать оперативно? Отсутствие законодательной базы вызывает массу вопросов и неопределённость для населения. Слежу за публикациями из других районов, в которых пытаются убедить, что для населения ничего не поменяется. Тогда логичен вопрос — зачем всё это затевается? А уж коль затеяли, важно аргументировать более обстоятельно! Согласна с тем, что на селе кадровый голод, но ведь человека, который будет называться не главой, а сотрудником администрации муниципального округа, тоже искать придётся на местах. Или он будет не местный?» — заявляет Наталья Башмакова.
«Сельские Советы существуют более ста лет и являются низшим звеном местного самоуправления, туда реально избирают главу и депутатов сами люди, односельчан действительно уважаемых.
Правда, источником финансирования сельсоветов являются только налоги. Те сельсоветы, где есть предприятия, могут и дороги ремонтировать, и полностью выполнять все возложенные задачи. Об этом можно много говорить, но отмечу, что Федеральный закон «Об организации местного самоуправления» слишком много скинул на них, причём самое затратное, не дав финансирования. Сельские Советы необходимо сохранить — это самые близкие к народу органы власти. Свидетельство о рождении, смерти и другие акты гражданского состояния, льготы и т.п. — если сельсоветы ликвидируют, то за всеми документами придётся ехать в районный центр за десятки километров. Это будет очень накладно, и не все жители смогут позволить себе поехать. А в самих администрациях районов не готовы к такому наплыву посетителей. И в районе не знают проблемы почти каждого жителя села», — уверен Алексей Лёвкин.
Важно подчеркнуть, что реформа не ограничится ликвидацией сельсоветов, а потянет за собой другие структурные изменения по сокращению прав населения на решение вопросов местного значения. Реформа ускорит процесс ликвидации сельских школ, библиотек и почт, поскольку отстранит местных жителей от решения вопросов ликвидации или реорганизации действующих. Сегодня, согласно ч. 12 ст. 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учёта мнения жителей данного сельского поселения.
В перспективе уничтожение низового уровня власти, существующего с 1918 года, и вместе с ним остатков социальной инфраструктуры усилит процесс деградации сельских населённых пунктов. Или этого и добиваются «реформаторы», чтобы снять с себя обязательства по поддержке русского села и оставить только землю для агрохолдингов? Дальнейшее укрупнение муниципальных образований приведёт к необратимому оттоку населения из села, к фактическому запустению территорий, ликвидации сельского уклада жизни.
Артем Александров