Жители разных регионов продолжают обсуждать финансовые изменения после «майских указов». Как выяснилось, размер зарплат не всегда соответствует утверждённым положениям: по словам сотрудников Новосибирского научного, их зарплаты оказались ниже, чем прописано в «майских указах». Ситуацию проанализировал юрист, депутат Тамбовской городской Думы от КПРФ Артём Александров. Он обратил внимание, что по Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», до 200% от средней заработной платы в регионе должна была увеличиться заработная плата преподавателей учреждений высшего профессионального образования. По данным Тамбовстата, размер средней начисленной зарплаты в регионе равен 30 тысячам рублей, а следовательно, зарплата преподавателя должна быть в районе 60 тысяч рублей.
Депутат отмечает, что доходы доцентов часто колеблются на уровне 30 тысяч рублей, иногда научных сотрудников переводят на полставки в целях формального выполнения президентского указа. Доходы руководящего состава (ректоров, проректоров, главных бухгалтеров и т.д.) оказываются гораздо выше. Артём Александров отмечает, что нововведения не пошли на пользу части учители. В частности, когда изменилась система оплаты труда учителям и воспитателям (корректировки предложила городская администрация: окладная часть увеличилась, а стимулирующие выплаты уменьшились), некоторые специалисты сообщили, что их зарплаты снизились.
Депутат-коммунист считает, что проблема выявляется не только на городском, но и на региональном, федеральном уровне. Артём Александров утверждает, что речь идёт о недофинансировании. Для сравнения он приводит уровень расходов на образование в России и Евросоюзе.
«Сказывается хроническое недофинансирование образования на федеральном и региональном уровне. Дефицит финансирования человеческого капитала сегодня негативным образом отразится завтра на всех аспектах нашего общества. Доля госрасходов на сферу образования в России не растет, она остаётся равна 3,6–3,8% ВВП. Для сравнения: государства Евросоюза тратят на образование сегодня 5% ВВП. Сильнее всего недофинансирование касается высшего образования. На одного студента государство тратит в среднем в 2,5 раза меньше, чем в ЕС», — комментирует Артём Александров. Также депутат-коммунист говорит и о последствиях недофинансирования. Одно из них – возможный кадровый дефицит.
«Очень часто из-за низкой заработной платы студенты педагогических вузов не идут работать в школы и не планируют продолжать обучение в аспирантуре. В ряде образовательных учреждений (особенно в сельской местности) ощущается кадровый дефицит. В случае дальнейшего недофинансирования масштабы нехватки преподавательского состава могут увеличиться», — рассуждает Артём Александров.