Ранее в редакцию сетевого издания «ПРАВО68» поступило обращение жителей посёлка Токарёвка, в котором они сообщали о сложной экологической ситуации в районе в связи с деятельностью ОАО «Токаревская птицефабрика». В частности, жители жаловались на неприятный запах, исходящий от предприятия и распространяющийся на большие расстояния.

После выхода публикации в редакцию обратились представители фабрики, заверяя, что ничего такого на самом деле нет. В связи с этим была организована поездка журналистов в Токарёвку, чтобы выяснить на месте, как там обстоят дела в действительности.

Наши корреспонденты объехали районный центр и близлежащие деревни, рядом с которыми расположены производственные мощности фабрики, и опросили местных жителей относительно того, есть ли у них претензии к соседству с фабрикой. Из 16 человек только двое не стали жаловаться: одна женщина заявила, что работает на фабрике и поэтому обсуждать эту тему не будет, а второй гражданин сказал, что живёт в таком месте, где запах проносит, но при этом подтвердил, что на других улицах люди жалуются на сильную вонь.

В первую очередь неудобства касаются жителей районного центра, проживающих недалеко от забойного цеха. По их словам, на фабрике неправильно утилизируют отходы производства:

— Из трубы вот дым — жгут. Летом они ещё на поля как-то удобряют, то есть запах распространяется ещё дальше. На поля всё посыпают, вплоть до деревни запах стоит. — Рассказывают механики местного шиномонтажа, работающие под открытым небом.

— Ветер дунул сюда — трындец. Фильтра не меняют. Года два… Когда жгут перья всякие, кишки — вот эта вонь идёт. А фильтра, когда меняли, не было ничего! — Поясняет житель посёлка.

— Я как-то форточку не закрыл — думал задохнусь! А когда жара, вот как? Никто ничего не сделает, ёлки-палки, — говорит обречённо его сосед.

В прямой видимости от этих домов, среди которых стоит двухэтажное здание детского сада, находится большой корпус птицефабрики с трубами, из которых валит густой дым, но ветер в тот момент дул в другую сторону и запаха не ощущалось. Однако на обратном пути ветер сменил направление, и рабочая группа «ПРАВО68» смогла в полной мере ощутить, о чём рассказывали опрошенные.

Местные жители рассказали, что вокруг Токарёвки построены разные производственные площадки фабрики: «Они вообще окольцовывают. Вокруг Токарёвки — везде: на Жердевку, на Полетаево, на Гладышево». Поэтому, чтобы удостовериться справедливости или несправедливости жалоб, корреспонденты нашего издания отправились к другим цехам.

Каждая площадка занимает довольно большую территорию. Расположены они вдоль дороги. Мы специально останавливались у каждой из них. Скажем сразу, что возле некоторых корпусов долго находиться было сложно по причине очень неприятного запаха. У других строений ситуация была немного лучше.

Крупных водоёмов в Токарёвке нет, но есть несколько небольших речушек. В самом районном центре обнаружилась ещё одна проблема: водопровод и канализация в многоквартирных домах пришли в негодность — их заменили колодцы и выгребные ямы у каждого подъезда. Это говорит о том, что жители используют подземную воду без предварительной очистки, а при серьёзных нарушениях со стороны фабрики питьевая вода тоже может подвергаться загрязнению. Это, конечно, только предположение, но провести проверку было бы не лишним.

Рядом с деревней Фёдоровка 2-я протекает речка, совсем недалеко от фабрики. Мы заехали и туда. Хозяйка одного из домов Т.Н. рассказала, что её тоже беспокоит неприятный запах: «Запах постоянно. У нас и птицефабрика, и от «Бекона». Ветер оттуда — идёт от Бекона запах, ветер отсюда — идёт от птицефабрики запах. А тем более у нас здесь построили. Я не знаю, что у них тут будет, птицеферма, вот, тоже запах напрямую будет идти. У нас тут запахи отовсюду».

Воду жители берут из колодца. На вопрос о том, есть ли какие-то изменения в воде, Т.Н. отвечает: «Раньше у нас вода в колодце была самая-самая чистая. У нас в деревне все говорили, что у нас этот колодец самый чистый. Но в последнее время я стала замечать, что у меня желудок болит, если я сырой воды попью. Не знаю, от этого или может возраст уже». Мы не будем делать поспешных выводов — ответить на этот вопрос должны эксперты.

На обратном пути редакция издания остановилась недалеко от одного из цехов фабрики с густо дымящими трубами.  Заканчивался рабочий день и из фабрики начали выходить рабочие. В жалобе упоминались многочисленные приезжие, работающие на производстве. Подтвердили это и некоторые местные жители, с которыми удалось поговорить. Теперь же у нас была возможность убедиться в этом своими глазами и ушами, до которых доносилась речь совсем не на языке Пушкина.

Насколько причастна деятельность птицефабрики ко всем описанным неудобствам — надо проверять, но то, что большая часть жителей Токарёвки не в восторге от происходящего, нашему изданию убедиться удалось. Хотелось бы получить комментарий самой фабрики с разъяснениями по поводу высказанных недовольств местных жителей – на этот счет мы сделаем официальный запрос.