Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (сокращённо ВООПИиК) – общественная организация, зарегистрированная в РСФСР в 1965 году. Её история продолжается  и в современной России. Цели  деятельности – охрана, восстановление и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). В настоявшее время ВООПИиК имеет на территории страны ряд региональных отделений, одно из которых – в Тамбовской области. Редакция «ПРАВО68» побеседовала с председателем организации Алексеем Селивановым.

Алексей Селиванов

Алексей Витальевич, расскажите, пожалуйста, о работе ВООПИиК в Тамбовской области

-Мы возродили организацию относительно недавно, нам не больше года. Свидетельство о регистрации мы получили в прошлом году, однако ее костяк был сформирован гораздо раньше.

У нас есть ряд направлений деятельности: изучение и популяризация наследия в виде издания статей, наборов открыток, буклетов, книг; мониторинг состояния археологических, архитектурных и историко-культурных памятников; участие в общественных обсуждениях, где затрагивается вопросы культурного наследия; контроль над соблюдением законодательства, в том числе участие в судебных процессах.

Какова задача общества в ходе судебных разбирательств?

— Сейчас сложилась следующая тенденция: собственники заранее не получают необходимую документацию на ремонтные работы, в том числе, восстановление памятников, а потом через суд выполненные работы узаконивают. Соответственно, наша задача – предотвратить процесс самовольных работ, которые нередко наносят ущерб объектам культурного наследия. 

Кроме того, в ходе судебного разбирательства можно получить  необходимые документы,в результате чего обнаруживаются все хитрости обращения с памятники, имеющие признаки коррупционной составляющей. В внесудебном порядке получить интересующие документы, касаемо определённого объекта, зачастую просто невозможно.

В каких судебных разбирательствах участвовало общество?

— У нас был большой опыт, известный всему Тамбову, связанный с деятельностью инициативной группы «Спасём Студенец». Мы судились с застройщиками, администрацией, представителем управления по охране окружающей среды и природопользованию. Поводом стало разбирательство вокруг законности строительства ТРЦ на берегу реки Студенец. Собственно, костяк актива «Спасём Студенец» перешел в ВООПИиК. Однако для современного ВООПИиК судебное направление – новое, и в этом качестве мы сейчас впервые участвуем в судебном разбирательстве по дому Суворова (Октябрьская, 16).

Общественный субботник на берегах Студенца. Фото — Марины Климковой

Не так давно ремонтные работы в здании бывшего кинотеатра «Родина» оказались в поле зрения общественности, они выполнялись без получения разрешительной документации. Как ВООПиК реагирует на это?

— В таких случаях мы сразу пишем обращения в надзорные органы. Ещё до того, как пришла новость, что возбуждено дело о незаконных строительных работах, мы направили заявления в госорган охраны памятников. Соответственно, написали обращение в администрацию области на халатность подведомственного им госоргана. Для того, чтобы  проверили сам госорган, с молчаливого согласия которого подобные незаконные работы производились.

Ремонтные работы в здании бывшего кинотеатра «Родина»

Аналогичные случаи в деятельности организации уже были?

— Подобных случаев предостаточно. Мы писали обращения по поводу ремонтных работ в музейном комплексе «Усадьба Асеевых», вплоть до Министерства культуры, которое признало этот проект недействительным и подлежащим исправлению, но ничего не было исправлено, и работы продолжились. За ситуацией мы следим постоянно, другое дело, что в судах начали участвовать относительно недавно.

Алексей Витальевич, с какими проблемами сталкивается общество охраны памятников истории и культуры?

— Спектр проблем можно разделить на две части: во-первых, проблемы крупных городов – это деятельность крупных застройщиков, градостроителей, которые  хотят освоить территорию, не глядя на историческую застройку, по своему усмотрению использовать объекты культурного наследия; во-вторых, проблема малых городов, где памятниками не интересуются, они разрушаются, должного контроля также нет.

Как обстоят дела в городе Тамбове?

— Тамбов – областной центр, но достаточно депрессивный: у нас очень много людей уезжает каждый год из города, и мы – лидеры по этому показателю среди Черноземья. В Тамбове есть и те, и другие проблемы.  Если мы взглянем на центр (а исторический центр у нас сохранился практически полностью), мы увидим, что улица Коммунальная состоит из памятников. И только зайдя во двор, можно обнаружить их ужасающее состояние. Притом, это – коммерческие объекты. Они генерируют прибыль и вместе с тем не ремонтируются, и никто не следит за тем, чтобы предъявить определённые требования в законном состоянии содержать эти памятники. Отойдя от Интернациональной на несколько метров, увидим, как всё осыпается. Заметна и «хорошая» работа застройщиков. 

Были ли ситуации с вовсе исчезнувшими памятниками?

— Да, у нас есть в Тамбове памятник-призрак. По итогам мониторинга  прошлого года, здание на Советской, 56 значится в списке объектов культурного наследия. Это был деревянный дом. Его нет. На его месте теперь стоит «Крокус». Памятник исчез в середине 90-х, при этом охранные зоны этого памятника отражены в графической части генплана города Тамбова, и в списках он до сих пор значится.

Профильные структуры были привлечены за это к ответственности?

— Нет, просто нам сказали, что памятник утрачен. Все чиновники на месте, а что они делали, чтобы наказать виновных, это скоро узнаем. Мы написали запрос в Министерство культуры и ждем ответ.

Это единственный утраченный объект культурного наследия в городе Тамбове или есть еще примеры?

— Да, яркий пример – объект на Советской, 107. Там располагалось комиссионерство-интендантство – одно из старейших зданий в областном центре. Дом снесли без согласования с властями и несмотря на запрет.

Мы подали на это здание заявление, что оно – выявленный объект культурного наследия. В течение трёх месяцев вопрос должен был рассматриваться, однако дом снесли, причём сделали это ночью. Аналогичным образом разрушают и здание на Московской, 90Б, тоже без всякой разрешительной документации.

Уничтожение здания по ул. Советская, 107. Фото — Марины Климковой

Многие памятники на Кронштадтской и Базарной заброшены. На Базарной, 136 памятник сгорел. Вам что-нибудь известно о намеченных работах по его восстановлению? 

— Сгоревший памятник будет восстанавливаться, это утверждала администрация города. Вопрос в том, как это будет сделано. Объект был деревянный, а нам ответили, что, возможно, он будет восстановлен из пеноблоков. С точки зрения здравого смысла, это – бред.

На улице Кронштадтской – да, памятники не в удовлетворительном состоянии. В Тамбове вообще более чем из 200 памятников, 130 не отвечают требованиям содержания. 

Дом по ул. Базарная-Куйбышева, 136/76

Как можно сохранить объекты культурного наследия?

— Можно сделать это с привлечением бизнеса. Как я говорил, в части зданий располагаются коммерческие организации, поэтому владельцы должны ремонтировать помещения, проводить соответствующий уход. Также многие памятники  являются жилыми домами. В некоторых регионах проводится софинансирование – привлекаются средства не только из Фонда капитального ремонта, но и по программе «Памятник за рубль». Культура – это такая сфера, которая не должна быть полностью в руках бизнеса и в руках частников. Это государственная проблема – государственное направление.

В нашей области выделяются средства из Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на реставрацию памятников?

— Если объект культурного наследия является жилым домом и включен в программу, то ремонтные работы можно проводить за счет средств фонда, но это исключение из правил.

Например, Фонд отказался ремонтировать «Усадьбу М.А. Турчаниновой» из-за того, что в усадьбу входит несколько зданий, которые находятся под разными крышами. Фонд зачастую не вносит в свои программы памятники, которые находятся в плачевном состоянии. Если не будет никакого софинансирования из бюджета, дождаться ремонта будет крайне тяжело, потому что потом реставрация обходится гораздо дороже.

Как можно вступить в общество? Есть какие-либо требования к претендентам?

— Кандидатуру претендента рассматривает Совет. Если человек действительно хочет и может помогать обществу, проблем никаких не бывает. Мы рады всем, кто действительно болеет душой за историю, будущее родного края и готов к конкретным действиям.

Фото на превью — М.А. Климковой