Управление Министерства культуры РФ по ЦФО подготовило предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства в адрес администрации города Тамбова и госоргана по охране культурного наследия. Оно касается изменения охраняемых границ исторических памятников.

В городе Тамбове складывается тенденция к смягчению зон охраны объектов культурного наследия, что расширяет права застройщиков и новых собственников исторических памятников. Однако такое проявление лояльности законодательством не обосновано. Проект зон охраны памятников истории и культуры был разработан ещё в 1990 году, исполком Тамбовского городского Совета народных депутатов утвердил его в 1991 году (решение №56 от 13 марта 1991 года). Факт, что принятые зоны охраны являются действующими, подтверждает Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ. Согласно пункту 5 статьи 63, зоны охраны, принятые в РСФСР и РФ, являются действующими.

По вопросу охраны памятников дал комментарии нашему изданию «ПРАВО68» Алексей Селиванов, председатель ВООПИиК.

«Что и как должно охраняться, определяет Федеральный закон 73-ФЗ об объектах культурного наследия. Есть, например, такие основополагающие понятия, как «территория памятника», «предмет охраны памятника» и «зоны охраны памятника». Зоны охраны в свою очередь подразделяются на 1) охранные зоны, в которых оберегаются и окружающие постройки — исторически ценные градоформирующие объекты; 2) зоны регулируемой застройки; 3) зоны охраняемого природного ландшафта. Что и как должно охраняться, прописывается в регламентах проекта зон охраны, где на основании государственных экспертиз определяется, что на территории делать разрешено, а что запрещено. Все это отображается в Правилах землепользования и застройки города», — отмечает Алексей Селиванов.

Одна из главных проблем, с которыми сталкивается ВООПИиК, — утрата документов, в том числе категории постоянного хранения. Например, в областном управлении по госохране утрачены пояснительная записка и чертежи проекта зон охраны памятников 1991 года. Утрачены списки зданий, для которых зоны охраны разрабатывались и которые в 1992–1993 годах, после согласования с Министерством культуры, были поставлены на госохрану. Так, например, в приказе управления «Об утверждении Перечня выявленных объектов культурного наследия Тамбовской области» №103 от 2016 года указано, что он принят на основании Писем №14-22-уе Министерства культуры от 9 мая и 10 ноября 1992 года. Только приложений в виде списков к Письмам нет.

Председатель общества Алексей Селиванов счёл утрату обязательной документации административным правонарушением, за которое нужно держать ответ.

«Утрата документов – это административное правонарушение. Проект зон охраны именно такой документ. Он разрабатывался для нескольких ведомств, а также был перенесен на карты Генерального плана города Тамбова 1991 года, поэтому восстановить зоны охраны – не большая проблема. Однако власти не хотят искать или восстанавливать чертежи, которые по закону должны действовать. Если посмотреть на нанесённые зоны охраны 1991 года на карте Генплана и Правил землепользования 2017 года, то можно обнаружить, что оба торговых центра на Студенце построены незаконно в зоне охраняемого природного ландшафта. Там много чего еще можно обнаружить. И за это кому-то надо отвечать», — утверждает Алексей Селиванов.

ВООПИиК выяснило, что в 1992 году прошла экспертиза Государственного института искусствознания памятников Тамбовской области, после согласования с Министерством культуры 61 объект вошёл в список памятников истории и культуры. Из этого списка оказались утрачены 17 объектов культурного наследия:

1. Здание семейного собрания общества приказчиков – ул. Советская, 74.
2. Дом Протасьевых – ул. Советская, 108.
3. Дом, в котором жили общественный деятель, педагог В.Н. Евгенов и писатель-журналист С.В. Евгенов – ул. Кронштадтская, 17.
4. Комплекс построек Асеева – ул. М. Горького, 49.
5. Дом купца Аносова в комплексе с хоз. постройками – ул. Красная, 12.
6. Усадьба городская – ул. К. Маркса, 161, 163.
7. Жилой дом – ул. Сакко и Ванцетти, 110.
8. Дом, где жил Композитор Агапкин – ул. Студенецкая, 41.
9. Казенный винный магазин. Оружейные мастерские «Ремарт» – ул. Коммунальная, территория завода «Ревтруд».
10. Провиантские склады – ул. Московская, 90.
11. Деревянный дом – ул. Мичуринская, 39.
12. Комплекс построек свечного епархиального завода – ул. Андреевская, 33.
13. Флигель Преображенского кафедрального собора – Октябрьская площадь.
14. Дом, где жил изобретатель, создатель эллиптических рессор Н.К. Галахов – ул. Паровозная, ¾.
15. Здание ГЭС, 1912 г. – проток р. Цны.
16. Кривой мост (инженер-технолог И.Г. Грингоф и б-т г. Саратов, 1911) – река Цна. Дорога на г. Рассказово.
17. Бюст М.Ю. Лермонтова – сквер на углу улиц Лермонтовской и К. Маркса.

Дом Протасьевых

Согласно законодательству, решение об исключении памятников из списка выявленных объектов может быть принято лишь после заключения государственной историко-культурной экспертизы. Однако «исход» памятника на Советской, 107 определило голосование общественного совета, что, по мнению членов ВООПИиК, является нарушением.

«Во-первых, с 1992 года это здание числилось в списке выявленных объектов культурного наследия, охраняемых государством, и было из него исключено в 2006 году незаконно начальником управления культуры С.А. Чеботаревым. С 2002 года Федеральным законом 73-ФЗ была введена обязательная государственная историко-культурная экспертиза, которая должна проводиться лицензированным экспертом Министерства культуры. Исключать из списка без такой экспертизы было нельзя. Однако здание по Совесткой, 107 исключили. Всего лишь на основании решения общественного совета. Таким образом, в Тамбове было нарушено законодательство. Но даже сегодня, после сноса стен здания, у земельного участка сохраняется статус земли историко-культурного назначения, где любое строительство, кроме воссоздания утраченного, запрещено. Кроме того, при разрушении здания не было разрешения госоргана на проведение работ в охранной зоне, которая утверждена была здесь в 1991 году», — убеждён Алексей Селиванов.

Как следует из письма Минкульта председателю ВООПИиК Алексею Селиванову, Управление рассматривает вопрос о проведении в Тамбове проверки по соблюдению охранных зон памятников и соблюдения особых режимов использования прилегающих земель. 

Фото на превью — ул. Советская, 107 Михаила Карасева