Похоже, что заявленного РПЦ «подавляющего большинства», которое «за» проект «Тамбовского кремля» в Тамбове нет. Об этом свидетельствует мнение общественности и, в частности регионального отделения ВООПИК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры).

Защитники памятников культуры выступают за воссоздание исторической стены монастыря, то есть в таком виде, какой этот памятник имел до его разрушения, и как того требует федеральный закон о памятниках. 

«Есть архивные документы, дореволюционные фотографии и открытки с видами монастыря. Показанная на них стена не имеет ничего общего с той, которую сейчас рекламируют. Ограждение было каменным глухим с трёх сторон, с башнями, но оно не доходило до реки Цны, а со стороны улицы Большой (Советской) не было глухим – там была решётка. Исходя из этого, мы считаем, что воплощение рекламируемого проекта приведёт к грубейшему нарушению федерального законодательства», — комментируют проект в Тамбовском отделении ВООПИК.

Ранее общество уже обращалось по этому вопросу в Управление Минкультуры России по ЦФО. В официальном ответе говорилось, что приказом Госоргана от 02.04.2018 № 56 утверждены границы территории и регламентных участков объекта культурного наследия, а также «предусмотрена возможность проведения мероприятий по сохранению достопримечательного места, в том числе в части воссоздания утраченных исторических элементов на основании археологических, историко-архивных исследований и исторических аналогов». Однако, никаких археологических раскопок для воссоздания стены, как известно, не проводилось. В ВООПИК замечают, что исторических аналогов таких стен, как предлагается построить, в Тамбовской области нет.

Депутат Тамбовской городской Думы от КПРФ Артём Александров, касаясь обсуждаемого вновь проекта стены, задаётся вопросом, от кого собираются обороняться его авторы? В своё время некоторые монастыри выполняли функцию полноценных фортификационных сооружений, напоминает депутат, а также стена могла способствовать «замкнутости от внешнего мира и сосредоточенности во внутренней жизни монашеской общины». Но сегодня потребности в шестиметровой стене в историческом центре города нет.

Продолжая тему исторического соответствия проекта, депутат Александров замечает, что «парк у памятника Зои Космодемьянской был создан ещё в царское время городскими властями». Более того, строительство на территории двух объектов культурного наследия федерального значения, которыми являются памятник Зое Космодемьянской и комплекс Казанского монастыря — запрещены. 

«Это будет не возрождением исторической памяти, а грубым попранием интересов города и его жителей», — считает депутат.