Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области 30 августа сообщило, что члены ВООПИК «поймали за руку» собственника здания на углу Набережной и Гоголя, который пренебрег предписанием властей. По нему владелец должен был приостановить ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия. За нарушение ответственное лицо собирались привлечь к административной ответственности.

Знакомая ситуация и формулировка. Чиновники пытаются пресечь разрушение или перестройку домов 19 века, но застройщикам всё равно удается реализовать задуманное. Штрафы, даже если их платят, не сопоставимы с уроном и с последующим доходом хозяев земли. Например, где стояли «Домов мастеровых», сейчас заканчивается возведение многоэтажки. Нет смысла перечислять, какие памятники архитектуры потерял Тамбов.

Спустя полторы недели после публикации мы побывали на Набережной, 22. Нетрудно сопоставить фотографию, ранее представленную управлением и нашу от этих выходных. За это время у новодельного второго этажа здания была закончена кирпичная часть, собран каркас крыши. Судя по всему, неведомая бригада мастеров продолжает потихоньку работу. Их инвентарь остается на месте.

Для обывателя данная перемена, возможно, видится к лучшему. Было заброшенное, пустое строение. Теперь его подо что-то определят. Стены сохранены. Насколько внимательны, строги чиновники и окажутся ли перемены к лучшему, мы увидим в ближайшее время.

По поводу истории здания. Краевед Олег Карнаухов точно не знает, что в нем было: «Якобы прачечная, но я думаю, электростанция». В распоряжении издания «Право68» оказался старый план усадьбы Асеевых. Исходя из него, здесь точно была электростанция.

«Усадьбой Асеевых серьезно не занималась. Могу сказать следующее. Для проведения госэкспертизы владелец объекта должен был заказать историко-архивные исследования, которые и ответили бы на вопрос о назначении здания. Судя по документам, опубликованным органом охраны памятников на своем сайте, эти исследования, похоже, были проведены фиктивно», — комментарий искусствоведа Марины Климковой.

Антон Веселовский, фото автора