В конце месяца Тамбовская областная Дума, вне всякого сомнения, примет в первом чтении проект закона «О бюджете Тамбовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». В принципе плановый период скорее условность, ибо указанные в проекте закона цифры мало связаны с реальной экономикой.

Размышлять над цифрами бюджета, прямо скажем, откровенно слабого, приходится в условиях продолжающегося резкого имущественного расслоения российских граждан, только по официальным данным, число нищих в стране составляет порядка 20 млн. человек. В связи с этим начну с других цифр: за девять месяцев текущего года выплаты правлению Сбербанка, состоящему из 9 человек, составили 1 млрд. 328 млн. рублей. В среднем по 16,4 млн. рублей на каждого в месяц.

При этом средняя зарплата по стране около 44 тыс. рублей – цифра, которая кажется заоблачной для рядового россиянина из провинции. В Тамбовской области средняя официальная зарплата составляет чуть более 27 тыс. рублей, но, скажем честно, далеко не многие имеют счастье получать такую сумму. При этом величина прожиточного минимума на душу населения определена областными чиновниками как почти 10 тыс. рублей. В реальности же человеку, особенно трудящемуся, необходимо гораздо больше средств для хотя бы сносного существования и возможности восстанавливать силы. Отсюда выходит, что основная часть населения живёт, балансируя на грани, а попросту говоря – живёт бедно. В Москве, например, средняя зарплата свыше 90 тыс. рублей, а в Ямало-Ненецком автономном округе – более 103 тыс. рублей. Со своей скромной средней зарплатой тамбовчане разместились на 77-й строчке из 85 регионов. Хорошо, что у нас хотя бы есть возможность поддержать себя огородами.

Но беда ещё в том, что не все в нашей стране получают вовремя зарплату за свой труд. Суммарная задолженность по зарплате в РФ только за октябрь выросла на 83,4 млн. рублей и составляет сегодня 2 млрд. 639 млн. рублей. Причём за 2019 год сумма невыплат составила 1 млрд. 375 млн. рублей, т.е. увеличилась вдвое против прежней задолженности. Вот вам реальное «улучшение» уровня жизни. Такие вот порядки в капиталистической стране с людоедской рыночной экономикой в основе.

Не стоит на месте долг по зарплате и в Тамбовской области – только за последний месяц он удвоился. На 1 ноября работодатели задолжали тамбовчанам 25,5 млн. рублей. В это же время некоторые регионы Центрального федерального округа – Брянская, Липецкая, Тульская области – задолженностей пока не имеют. О чём говорит наличие задолженности по зарплате? В первую очередь о состоянии экономики в целом.

Даже из нескольких названных выше цифр видна разница в экономическом развитии регионов и принципиальная разница в формировании бюджетов с разным социально-экономическим строем: социалистическим, когда такая разница в зарплатах была недопустимой, и нынешним буржуазным, где управленцы, высокопоставленные чиновники, депутаты, работающие на постоянной основе, получают в десятки и сотни раз больше, чем те, кто создаёт материальные ценности, – рабочие.

Почему? Ответ прост. Потому что доходная часть бюджета буржуазного государства формируется прежде всего за счёт налогов и прочих поборов, при этом чиновничья «элита» так и норовит себя не обидеть, хапнуть побольше из общего котла на содержание и прочие свои «нужды», да ещё вывести бюджетные средства через карманные фирмы, подвязавшиеся на исполнение каких-либо контрактов. Средства же в бюджет социалистического государства поступают из накоплений государственных предприятий, фактически это доходы всего общества, созданные в сфере материального производства и распределяемые равномерно с обеспечением широких социальных гарантий трудящимся, с долгосрочным планированием и резервами на обновление производственных ресурсов.

А сегодня мы наблюдаем хилость одних региональных бюджетов и достаток других, которых единицы. А это неправильно, это попахивает сепаратизмом.

Карл Маркс писал: «Возьмите определённую ступень развития производства, обмена и потребления и вы получите определённый общественный строй, определённую организацию семьи, сословий или классов, – словом, определённое гражданское общество, и вы получите определённый политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества». Так что утекающие деньги в карман одних и падающие крохи в карман других напрямую зависят от характера общественно-экономического строя, навязанного нам в результате контрреволюции 1991 года.

Установившийся в России капиталистический способ производства уже полностью доказал свою несостоятельность. Не может нормально развиваться общество, в котором малая его доля беспощадно эксплуатирует большинство, пользуется себе во благо львиной долей от произведённого всеми продукта. А чтобы легче было держать народ на поводке, немного с барского стола падает силовикам. Те же, кто пытаются как-то выйти за рамки установившейся системы по ограблению трудящихся и стараются изменить в лучшую сторону общественные отношения, тут же подвергаются жесточайшим репрессиям. Наглядный пример – ситуация вокруг совхоза имени Ленина, который возглавляет П.Н. Грудинин. Расправа над ним и над предприятием с социалистическими принципами производства носит чисто политический, показательный характер.

Возвращаясь к разговору о бюджете Тамбовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и его основных характеристиках, ни о каких прорывах или хотя бы изменениях в лучшую сторону в социально-экономических сферах говорить не приходится.

Итак. Прогнозируемый общий объём доходов бюджета Тамбовской области будет утверждён в сумме почти 43 млрд. рублей. Расход запланирован в сумме более 45 млрд. рублей. Таким образом, прогнозируемый дефицит бюджета составит 2 млрд. 450 млн. рублей. Предел госдолга области на 1 января 2021 года возрастёт до более 22 млрд. рублей, по оценкам текущего года, он составит где-то 19,5 млрд. Для покрытия дефицита средств нужны будут соответствующие источники заимствования.

В проекте указан рост валового регионального продукта (ВРП) в 2020 году. Правда, за счёт чего, непонятно. Дело в том, что доходы в представленном проекте на следующий год будут ниже уровня 2018 и 2019 годов. Вся надежда на так называемые безвозмездные поступления от федералов, в структуре общих доходов они занимают львиную долю – 42,1%.

Собственная налоговая и неналоговая база – 37,9% от общих доходов – будет держаться за счёт увеличения норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты регионов с 58,1% в 2019 году до 66,6% в 2020-м. Также увеличиваются с 50% до 100% зачисления от акцизов на этиловый спирт. В общем, будем пытаться выживать за счёт дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, тарифов и пр.

Неподдельный интерес вызывает расходная часть бюджета Тамбовской области на финансовое обеспечение реализации национальных проектов. Тем более что 2 ноября В.В. Путин одобрил новый порядок взаимодействия правоохранительных и контрольно-надзорных органов, следящих за ходом реализации федеральных и региональных проектов. Поэтому выполнение майского указа № 204 от 7 мая 2018 года будет всегда в центре внимания для чиновников различного уровня.

В 2020 году из девяти региональных проектов в шести наблюдается резкое снижение финансирования. В то же время почти в 2 и 3 раза увеличиваются расходы на региональные проекты «Образование», «Экология» и «Здравоохранение» соответственно.

Настораживает снижение расходов более чем в 2 раза на реализацию таких региональных проектов, как «Культура» и «Жильё и городская среда». А громкие слова о повышении роли предпринимательства так и остаются словами. На деле финансирование проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» рухнет более чем в 3 раза, с 357,1 млн. до 100,8 млн. рублей. Теряют в расходах на следующий год региональные проекты «Демография» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Увеличивая повышение возраста выхода на пенсию, власть много рассуждала о производительности труда, вот только бюджет Тамбовской области в 2020-м лишь на 28,7% профинансирует в сравнении с годом уходящим проект «Производительность труда и поддержка занятости». Да и кого поддерживать, стремительно сокращающееся население?

Нерадужная картина наблюдается и в расходах на государственные программы Тамбовской области. 25 госпрограмм сгруппированы по трём направлениям:

— новое качество жизни и демографическое развитие (14 программ),

— инновационное развитие и модернизация экономики (6 программ),

— эффективное государственное управление и формирование гражданского общества (5 программ).

Если смотреть в целом, видны общие изменения по сравнению с прошлым годом в сторону уменьшения. Согласно проекту, расходы на реализацию госпрограмм составят в 2020 году 91,6% от расходов 2019-го. В 2021-2022 годах падение продолжится. Взять хотя бы госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области. Программа на бумаге имеет благие цели, среди которых:

— ускоренное импортозамещение в отношении мяса, молока, продуктов переработки;

— обеспечение населения области пищевыми продуктами на уровне рационных норм питания;

— повышение качества и безопасности продуктов питания;

— устойчивое развитие сельских территорий;

— создание и развитие малого и среднего предпринимательства;

— увеличение объёма экспорта продукции и другие.

Вот только один вопрос, за счёт чего? Расходы на программу уменьшаются в сравнении с текущим годом на 55,5%! Кроме всего прочего, подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» исключена из программы.

А и правда, зачем капиталистам нужно село с населением и инфраструктурой? Нужна земля! В стране в селе проживают 38 млн. человек, это где-то 26% от общей численности населения. В Тамбовской области на селе живут более 40%. Удел нынешней деревни – бедность и нищета. Лишь небольшой отдушиной для села станет госпрограмма комплексного развития сельских территорий, на которую будет заложено финансирование в размере более 400 млн. рублей.

В 2020-2022 годах не предусмотрены распределения в федеральном бюджете целевых межбюджетных трансфертов на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе. Не будут возмещаться части затрат на строительство линий электропередачи. И главное, в эти годы полностью отсутствуют расходы на региональную поддержку отраслей агропромышленного комплекса.

Уменьшение финансирования ждёт госпрограмму «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Тамбовской области». В 2020 году более чем на 8 млн. рублей снизятся расходы на предоставление субсидий, направляемых муниципальным образованиям нашей области на выполнение работ по водоотведению паводковых вод. Видимо, катастрофичная ситуация в Сибири и на Дальнем Востоке мало кого научила.

А уже в 2021 году ждут более ощутимые потери в финансировании в том числе и разработок проектно-сметной документации в области обращения с отходами, капремонта гидротехнических сооружений и расчистки водных объектов.

Уйдёт в минус финансирование информационной открытости и доступности деятельности органов исполнительной власти Тамбовской области.

Не порадовала госпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами населения области». Бюджетные ассигнования в 2020 году, по сравнению с 2019-м, уменьшены на 625 млн. 317,3 тыс. рублей.

Можно продолжать и далее сыпать цифрами, но многое будет выглядеть удручающе.

Партия «Единая Россия» любит за счёт бюджета изобразить т.н. «свои программы», но и ей будет тяжело в следующей трёхлетке. Рухнет в 2020 году в 4 раза госпрограмма «Формирование современной городской среды». В 2021-2022 годах эта программа обрушится совсем. Финансирование будет сокращено в сравнении с ассигнованиями 2019 года более чем в 90 раз. Со следующего года федеральный бюджет финансирование этой госпрограммы прекращает. Так что морочить голову избирателю «благими делами» перед выборами 2021 года единороссам будет тяжело.

Сложность бюджета Тамбовской области следующего года просматривается и по такой строке расходов, как осуществление непрограммных направлений деятельности «зарезервированные средства». Так вот там цифра стремится к нулю! Точнее, в следующем году резервный фонд администрации области составит 20 млн. рублей, а в 2021-2022 годы полный ноль. И вообще цифры 2021-2022 годов наводят на мысль о том, что власть потеряла способность что-либо планировать.

В 2021 году ставится крест на проекте «Народная инициатива». Этим проектом очень любит козырять власть. Хоть деньги в муниципалитеты поступают небольшие, но народ, как говорится, всем миром обсуждает, на что их потратить. Этакое усечённое народовластие.

Уже по этим шагам становится очевидным, что у области не только нет денег, но и то, что ещё больше будет усиливаться зависимость местного самоуправления с полной подконтрольностью их органам государственной власти. С ликвидацией проекта «Народная инициатива» о широком вовлечении населения в решение местных задач можно будет окончательно забыть. Ему останется лишь катание на санках, кулачные бои, да ещё народные гуляния по поводу тыквы, вишни, подснежника и т.п. «серьёзных» событий. Хорошо, да и только!

Вне всякого сомнения, в бюджет в течение года будут вноситься коррективы, но тенденция из года в год одна и та же. О развитии речь не идёт вообще. Бюджет становится фантомом, который подтачивает экономическую, кадровую основу таких регионов, как Тамбовская область. Надежда на инвестиции себя не оправдывает. Да и инвестиции-то – дело рук частного капитала, и прибыль соответственно уходит ему же.

Люди постепенно начинают осознавать тупиковость проводимой политики. Сегодня остро встаёт вопрос по сомнительной реализации т.н. «мусорной реформы», в том числе и в Тамбовской области. Конечно, проблема сбора, транспортировки и накопления коммунальных отходов есть, и она касается каждого. Реформа давно назрела, ибо разрушив лучшую советскую систему сбора и переработки вторсырья из-за её нерентабельности в рамках рыночной экономики, за 30 лет ничего не создали. И не могли создать, ибо борьба со стремительно разрастающимися объёмами мусора – проблема государственная. И развитые, и развивающиеся экономики в наши дни серьёзно вкладываются в экологически чистые перерабатыващие предприятия. К примеру, в Китае уже построено 129 заводов.

А что же у нас? Пять крупных предприятий должны быть построены к 2024 году, четыре в Подмосковье, один – в Казани. Разве у нормального человека не должны вызывать вопросы размеры действующих тарифов на вывоз ТБО при отсутствии должной переработки, а кое-где даже и сбора отходов? А кто вообще информирует население о ходе этой реформы? О планах по строительству новых полигонов, особенно, когда они возникают практически возле населённых пунктов, на плодородных почвах? Почему до сих пор не подготовлены площадки для установки контейнеров под раздельный сбор мусора? Даже социальной рекламы на эту тему нет. А сколько вопросов по правовой неурегулированности вопросов землепользования для этих целей! Вид свалок до сих пор ужасает, и частники, в чьих руках находится этот бизнес, не спешат наводить порядок. Поэтому люди начали задавать вопросы, пока робко, но начал шириться протест.

Пора понять, что уход государства от решения многих проблем чреват серьёзными потрясениями. И подобные бюджеты, которые не отражают стратегию развития, наводят на определённые мысли.

Конечно, коммунисты против принятия подобных бюджетов. Но «против» голосуют лишь депутаты-коммунисты, а их мало. Задача же всей партийной организации ещё и в том, чтобы донести до полностью деморализованного населения несостоятельность нынешних политических кругов, освободить страну от зависимости и приверженности либеральному курсу, уничтожающему её. КПРФ сегодня прекрасно понимает, что успех политического просвещения масс напрямую зависит от их образованности. Без этого просто невозможно глубоко понять события общественной жизни.

В.И. Ленин писал: «Безграмотный человек стоит вне политики, его сначала нужно научить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика».

Поэтому ознакомление жителей Тамбовщины с бюджетом области позволит глубже понять суть происходящего. Каждый должен осознавать, что бюджет буржуазного государства стоит на защите интересов крупных олигархических кланов и их обслуги. Капитал и здесь правит бал. Буржуазный бюджет обеспечивает сверхприбыли монополий, поддерживает силовые структуры. Вот только на человека труда в нём всё меньше и меньше расходов.

Сегодня нам нужен бюджет мобилизационный, бюджет плановой экономики. Только он действительно обеспечит прорыв. Но для такого бюджета нужен и другой общественный строй. Бюджету развития нужен социалистический уклад производства. Для этого нужны и соответствующие политические институты подлинного народовластия. И, вне всякого сомнения, КПРФ за это продолжит свою борьбу.

Андрей Жидков,

руководитель фракции КПРФ в Тамбовской областной Думе